Что такое красота?

О красоте в дизайне, архитектуре и времени...

Собор Норд-Дам Париж, Франция.

Что такое красота? Этот вопрос всегда интересовал человека, вызывая горячие споры или приливы вдохновения у творцов всех времен. После ряда различных исследований, современные психологи дают такой ответ.

Красота - это то, к чему человек привык и что, ему знакомо с детства.

Для привыкания необходимо время. К примеру, архитектурное сооружение должно простоять значительное время, чтобы к нему привыкли. Время здесь, выступает определенным цензом, если здание никому не мешало, никого не раздражало, по большей части нравилось и вызывало восхищение, то можно назвать его красивым. История наглядно показывает, что дополнением «красивый» можно увенчать сооружение, которое было спроектировано архитектором, хорошо знающим законы красоты, надежности, законы построения этого мира. Как ни странно, прослеживается взаимосвязь то, что красиво, оказывается, в последствии, и надежным и удобным.

Есть афоризм. Математика-язык Бога.

Красивое строение, изделие, картина, сделанные даже интуитивно, без специальных расчетов, в последствии, оказывается, по математическим расчетам очень правильным, сбалансированным, подчиненным строгим законам математической гармонии, которые были воссозданы тренированным глазом и рукой художника или архитектора, долго и внимательно изучавшего перед этим законы окружающего мира и накопившего огромный опыт. Современные исследователи измеряли соотношение пропорции лица и расстояния между центрами зрачков на полотнах великих живописцев выяснили, что это соотношение одинаковое с точностью до 4 цифры после запятой, в работах совершенно разных мастеров и на протяжении очень большого отрезка времени. Наблюдательность и длительная работа опытного мастера, оттачивающего годами свое мастерство, приводит к математической точности его работ даже без проведения специальных вычислений.

Именно такими размышлениями руководствовался Н. Л. Бенуа при выборе для пристального изучения одного из самых замечательных памятников итальянской готики. После второго объезда северной Италии он остановился в Орвието, где провел два года в упорных работах по обмеру, со строгим измерением всех деталей главного фасада собора Богоматери. О нем Н. Бенуа писал А. Н. Оленину: «мы признали Орвиетский собор совершеннейшим образцом христианского зодчества XIV века». Его строительство по проекту Лоренцо Майтани было начато в 1290 г., а закончено в 1612 г.

Фасад собора Богоматери по проекту Лоренцо Майтани.

Строительство было начато в 1290 г., закончено в 1612 г.

Орвието, Северная Италия.

Еще одно интересное исследование, о котором много писали, заключалось в том, что было взято много фотографий, и они были наложены одна на другую. При этом общие черты усиливались, а различия стирались. В результате получилось очень красивое лицо. Вывод удивителен: красивым называют очень «среднее» лицо. Хорошо это или плохо? Это ни хорошо, ни плохо. Средний вариант – это гармонически правильный, наиболее жизнеспособный, прочный, устойчивый, красивый вариант, построенный Богом. От этого идеального варианта впоследствии пошли отклонения, которые, тем не менее, постоянно стремятся вернуться к идеалу.

Мир един и одни и те же математические законы могут описывать совершенно разные процессы. Например, нормальное распределение Гаусса описывает и кучность попадания пули в мишень, и распределение размеров одежды или обуви в магазине.

Человеческое подсознание незаметно от нашего сознания производит постоянные внутренние математические расчеты, соотнося размеры предметов внешнего мира, их композиционное расположение, цветовые сочетания частей и целого. Наше подсознание постоянно изучает внешний мир и создает его внутреннюю виртуальную модель, которую сравнивает с внешним миром снова и снова, проводя ее, модели, постоянную доработку и в то же время, давая нам постоянные эмоциональные сигналы о том, что нравится и что не нравится, согласно предыдущему опыту.

Основой для наших наблюдений за внешним миром является природа, ее идеальные по красоте, надежности и практичности создания. Именно наблюдения за творениями Создателя дают нам основу для представлений о красоте, которая является при этом еще и образцом инженерного искусства и математической гармонии.

Люди наблюдали за прекрасными творениями природы, копировали их, воссоздавали заново в своих творениях. Знаменитый пример, как наблюдения листьев аканта скульптором Каллимахом возник коринфский ордер в архитектуре.

Коринфский ордер.

Построение капители. Стилизованный акант.

Орнаменты народов мира содержат растительные и животные прототипы. Останкинская башня построена по принципу колоса пшеницы, упруго отклоняясь под воздействием ветра, благодаря натянутым внутри бетонных колец тросам. Множество архитектурных шедевров, спроектированы по принципам, подсмотренным талантливыми архитекторами у природы. В настоящее время появилось направление в архитектуре, под названием «бионика» и активно развивается благодаря изучению природных прототипов с последующим построением инженерных копий. В компьютерной сфере активно развиваются алгоритмы нейронных сетей, соответствующих принципам работы мозга.

Получается, что красота – это с одной стороны то к чему мы привыкли, а с другой стороны, привыкаем мы к творениям того, кто вне конкуренции, того кто создал мир окружающий нас. При этом творения Создателя выполнены красиво и математически точно.

Красоту может воспроизвести и опытный архитектор, дизайнер, художник, знающий законы построения мира, умеющий рассчитывать новые проекты по математическим законам, а также используя свой интуитивный опыт.